30.8.2016
ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ НА ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ, КОТОРЫЙ СОСТОИТСЯ 5 СЕНТЯБРЯ 2016 ...
Подробнее...
17.10.2015
14.10.15 в спортивном комплексе "Искра" прошёл турнир по ДЗЮДО среди 4-7-летних спортсменов из ССОК "Звягинец" и "Схватка", посвящённый 100-летию Заслуженного тренера СССР Г.Н.Звягинцева. Все верхние ступени пьедестала почёта заняли ...
Подробнее...
16.10.2015
14 октября 2015 г. в спорткомплексе ИСКРА прошёл турнир по САМБО среди взрослых спортсменов, посвящённый 100-летию Заслуженного тренера СССР Георгия Николаевича Звягинцева. В турнире принимали участие представители 2-х клубов: "Звягинец" ...
Подробнее...
15.10.2015
14 октября 2015 г. в спорткомплексе ИСКРА прошёл турнир по САМБО среди спортсменов 6-10 лет, посвящённый 100-летию Заслуженного тренера СССР Георгия Николаевича ...
Подробнее...
5.10.2015
Уважаемые спортсмены, любители и фанаты самбо! Просим поддержать направление самбо для инвалидов по зрению. Всем известно, что наш турнир "преодоление", который уже стал настоящим фестивалем самбо для борцов с ограничениями ...
Подробнее...
-
+
1
О семейном спортивно-оздоровительном "Звягинец"

Dim lights Download Embed this video on your site

Когда-то основную концепцию клуба сформулировал сам Георгий Николаевич. Мы много разговаривали с ним на эту тему и мне захотелось воплотить в жизнь его идеи. С друзьями и единомышленниками, ставшими активом клуба - подполковником Борисом Матвиенко, профессором, мастером спорта Даренковым Сергеем (мы все вместе тренировались у Георгия Николаевича), Светланой Дин (моя коллега и соразработчик методов омоложения), Артёмом Аникиным (мой ученик и прекрасный борец) разработали програму, три основополагающих составляющих которой заложены в основу концепции о доступности для каждого занятий спортом (и в том числе экстремальными его видами): «Через занятия спортом – к здоровью», «Противопоказаний к занятиям спортом не существует!», «От простых упражнений – к физическому и психологическому совершенству».

Обычные дети (в том числе и ослабленные) у нас в клубе готовятся по программам бойцов спецподразделений и спасателей подразделений МЧС. Это не значит, что все они попадут в спасатели или элитные войска специального назначения, но по уровню физической подготовки и морально-волевым качествам будут соответствовать требованиям, предъявляемым к профессиональным военным и спасателям. Клуб решает оздоровительные и социальные задачи В учебно-тренировочном процессе используется способ видеомониторинга для того, чтобы занимающиеся могли со стороны наблюдать за своими действиями при освоении материала, вовремя исправлять характерные ошибки и таким образом быстрее овладевать необходимыми навыками.

ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Для всех членов клуба, независимо от возраста и степени подготовки (включая и людей с ограниченными возможностями) разработаны оздоровительные программы. Для реализации этой задачи нами предусмотрен тесный контакт с ведущими медицинскими учреждениями Москвы, для осуществления мониторинга за состоянием здоровья подопечных физкультурников и лечения некоторых патологических состояний, имевших место или приобретенных в ходе учебно-трениовочного процесса. Разработана индивидуальная программа тренировок с учетом анатомо-физиологических особенностей каждого поступившего. В клубе предусмотрены тренировки для людей соматически ослабленных без ограничения возрастных категорий. Для них разработаны специальные прграммы.

На ковре инвалид детства 1 группы Бударин Валентин. На 1 московском турнире памяти Г.Н.Звягинцева в ЦО «САМБО-70» Валентин после показательных выступлений получил из рук Заслуженного мастера спорта, Заслуженного тренера Олега Сергеевича Степанова медаль и грамоту за мужество.

Буквосочетание САМБО расшифровывается как САМозащита Без Оружия. Все знают, что этот вид спорта делает человека крепким, уверенным в себе и гармонично развитым. У самбиста должна быть хорошая реакция, он должен обладать значительной физической силой, уметь терпеть болевые ощущения, и вообще, хороший самбист, как правило, волевой человек, способный на «поступок». Не все люди рождаются с этими качествами. Конечно, встречаются счастливчики с великолепными данными, но, таких, увы, абсолютное меньшинство.Регулярные занятия САМБО позволяют, практически любому человеку, со средними (и даже ниже средних) физическими данными, усовершенствовать себя, восполнить то, что природа ему недодала. Все это я в полной мере ощутил на себе. Вышло так, что родился я хилым и болезненным. Страдал столькими заболеваниями, что перечисление их заняло бы добрую половину страницы. Например, у меня был плохой аппетит и, как следствие, гипотрофия со значительным снижением массы тела. Вестибулярный аппарат был настолько несовершенным, что я не мог ездить в городском транспорте. Школьные товарищи презирали меня за физическую слабость и сопутствующую ей трусость. Задевать слабосильного – безопасно, поэтому я то и дело становился мишенью для глупых и злых острот, или исполнял роль боксерского мешка…

И вот однажды я вошел в борцовский зал ЦСКА. Мои спичкообразные ноги, растущие из «семейных» трусов, мелко подрагивали, а когда увидел, сколько претендентов жалось вдоль стенок и сидело на лавочках, слабое подобие надежды обосноваться в этом зале в мгновение улетучилось. Вошел тренер, пожилой и осанистый. За его спиной стояли два настоящих самбиста в курточках с поясами, спортивных трусах и мягких ботинках. От них веяло такой силой и уверенностью, что зал притих. Тишина была напряженной и, наверно, не у меня одного возникло ощущение, что сейчас тренер тихо скажет "фас!" и эти двое наложат нас штабелями. Но все прошло мирно, и ребята показали нам упражнения, которые мы должны были повторить для конкурсного отбора. Многие оказались отсеянными. Как прошел я - до сих пор не могу понять.

Нашего тренера звали Георгий Николаевич. Тогда мы еще не знали, что это легендарный Звягинцев, в прошлом отважный разведчик, на фронте "взявший" более двух десятков "языков". После войны он в одиночку сумел обезвредить и задержать трех бандитов, грабивших поезд... Главный тренер сборной Вооруженных Сил СССР, создатель одной из лучших школ САМБО, заслуженный тренер СССР, он воспитал множество блистательных мастеров мирового класса. Система, по которой нас тренировал Георгий Николаевич, за короткий срок позволяла слабенькому, робкому мальчику стать сильным и уверенным в себе парнем. Много времени в начальной подготовке самбиста уделяется приемам страховки партнера, самостраховке и упражнениям элементарной акробатики. Через месяц я перестал бояться падать на покрытие любой жесткости, потом прекратилась дурнота в транспорте, улучшился аппетит, стала нарастать мышечная масса. В шестнадцать лет я даже стал чемпионом Москвы… Потом много лет выступал в состязаниях московского, Российского и Всесоюзного уровня. Когда учился во 2-м Московском Государственном медицинском институте и был капитаном команды, занял 1 место в весовой категории 62 кг на IV Спартакиаде Минздрава СССР. В тяжелой весовой категории на этом турнире победил студент 2-го Мединститута, вице-чемпион Европы по ДЗЮДО Зураб Шоломберидзе. Призером стал мастер спорта Сергей Даренков. Ныне Сергей Петрович – доктор медицинских наук, известный хирург-уролог. В ходе соревнований он получил тяжелую травму коленного сустава, но, несмотря на это в борьбе за «бронзу» буквально «растерзал» противника и закончил схватку досрочно «с явным преимуществом». В тот период он оставался в штатной команде ЦСКА и стал чемпионом Вооружённых Сил СССР.

В атаке мастер спорта СССР по САМБО и ДЗЮДО, доктор медицинских наук, профессор Сергей Петрович Даренков

Надо сказать, что мастером спорта я стал после нескольких операций на коленном суставе, как, впрочем, и Сергей и многие наши товарищи по команде. Другими словами, каждый, кто серьезно занимается спортом и выступает в соревнованиях высокого ранга, как правило, получает травмы различной степени тяжести. И вот – закономерность: чем скорее после больницы или домашнего лечения я приходил в спортзал и приступал к тренировкам, тем быстрее травма заживала. Но стоит позволить себе поболеть месяц-другой, как теряется форма, появляется страх повторной травмы, а то и вообще исчезает желание тренироваться…

Георгий Николаевич всегда говорил своим ученикам, что даже с загипсованной конечностью борец может добраться до зала, надеть спортивную форму, выполнить простейшие упражнения, «поотрабатывать» доступные приемы, да и просто пообщаться с товарищами по команде. Когда сидишь на краю ковра и смотришь как работают твои друзья, непроизвольно сопереживаешь и тебя как магнитом тянет туда… Усиливается сердцебиение и это состояние можно сравнить с предстартовым возбуждением, когда организм настраивается на борьбу, улучшается кровообращение и мобилизуются другие резервные механизмы защиты (стресс по Селье). Все это усиливает репаративные процессы в травмированной конечности.

В нашей секции тренировались дети с различными заболеваниями, и в том числе генетически обусловленными, когда наследование происходит по аутосомно-рецессивному типу. У детей с нарушением обменных процессов на фоне синдрома нарушенного кишечного всасывания, ферментопатий, повышенной нервной возбудимости за 2-4 месяца происходили позитивные сдвиги – они заметно прибавляли в весе, у них появлялся аппетит, улучшалась координация движений. Мы тренировали детей с парезом Эрба и детским церебральным параличом. Дети начинали лучше чувствовать себя в коллективе, у них появлялся интерес к жизни, повышалась самооценка. Было двое детей с врожденными пороками сердца. Много ребят приходило с нарушением осанки, но с появлением мышечного корсета, их внешний вид, как и общее состояние заметно изменились в лучшую сторону.

Когда я еще только решил заняться спортивной реабилитацией детей с различными заболеваниями, я узнал, что моя однокурсница Ольга Игоревна Симонова в 1989 году уже защитила диссертацию на эту тему. Анализируя состояние больных детей, которые начали тренироваться, она пришла к выводу, что занятия академической греблей, САМБО, ДЗЮДО, теннисом, плаванием, волейболом, хоккеем, легкой атлетикой, художественной гимнастикой способствуют не только выздоровлению детей, страдающих различными формами хронических бронхиальных заболеваний, но и помогают этим ребятам стать через несколько лет настоящими атлетами. Конечно, нагрузки должны быть строго дозированы, а занятия следует проводить под пристальным вниманием врачей. Выводы, сделанные в этом научном труде, доказывают, что в качестве реабилитационной программы для тяжелобольных детей можно, по-видимому, использовать любой из видов спорта.

Сама история нашего вида спорта связана с системой оздоровления. Известно, что основой для САМБО послужила японская борьба в одежде ДЗЮ-ДО (в этих видах единоборств много общего), в свою очередь, основанная на боевом искусстве ДЗЮ-ДЗЮЦУ (в Европе называемом Джиу-джитсу). Ее создатель Дзигоро Кано рос хрупким и болезненным мальчиком. В поисках путей самоусовершенствования он стал мастером ДЗЮ-ДЗЮЦУ, а затем переработал этот вид рукопашного боя в вид спорта, превратившийся в национальную систему улучшения физических и повышения морально-волевых качеств японцев. Там ДЗЮДО преподают в общеобразовательных школах на уроках физкультуры. Занимаются все дети – мальчики и девочки. В Россию этот вид борьбы привез Василий Сергеевич Ощепков, который со своими учениками переработал в прекрасную систему, после его гибели названную САМБО. Она более интернациональна и больше соответствует менталитету народов, некогда называвшихся советским народом. Но система подготовки и оздоровительная направленность, несомненно имеет японские корни.

Так что же это за система, как она влияет на состояние организма, улучшая его функциональные возможности и способствуя гармоничному развитию личности? Какие принципы используются для реабилитации детей с ослабленным здоровьем?

Для тех своих коллег-тренеров, которые прочитав этот материал, захотят взять в свои группы ослабленных и больных детей, я могу предложить самую общую схему тренировок на начальной стадии подготовки. Тренировка начинающего самбиста имеет определенный алгоритм и состоит из нескольких фаз:

I - ходьба по кругу, позволяющая сосредоточиться на предстоящей тренировке, так называемая фаза врабатывания. На этом этапе нужно установить дыхание (длинный, на три счета, вдох через нос и короткий, на четвертый счет, выдох ртом). С обычного шага спортсмены переходят на спортивную ходьбу, которая позволяет развивать большую скорость, а значит – постепенно повышать нагрузку.

II - бег, сначала легкий разминочный (трусцой), затем – с повышением нагрузок (ускорениями, высоким подниманием коленей, боковым шагом с подбивом, с касаниями пятками ягодиц, прыжками , вращениями вокруг своей оси, на пятках, на мысках и т.д.). Бег – лучшая дыхательная гимнастика. При форсированном дыхании он позволяет насыщаться тканям кислородом.

III - упражнения для всех групп мышц, напоминающие утреннюю зарядку, но выполняемы с большой амплитудой и в быстром темпе. Многие из них имитируют постановку корпуса, рук и ног, осуществляемую при выполнении приемов борьбы в стойке – бросков. Эти упражнения позволяют хорошо разогреть мышцы и сделать их способными к выполнению большой работы.

IV - упражнения элементарной акробатики. Это всевозможные кувырки, перевороты, прыжки-кувырки через стоящего или лежащего ничком партнера с опорой на него или без касания, стойки на кистях и ходьба на руках с поддержкой товарища и самостоятельно, сальто-морталле с опорой на руки товарищей и без посторонней помощи; отрабатываются приемы самостраховки при падении. Все эти упражнения прекрасно тренируют вестибулярный аппарат, улучшают нейро-рефлекторные реакции, развивают так называемую «мышечную память», то есть помогают спортсмену учиться в совершенстве владеть своим телом.

V - силовая часть тренировки. Выполняются упражнения, развивающие силу, куда входят отжимания в упоре лежа, упражнения, выполняемые в положении «борцовский мост»(с упором на голову и ступни), когда партнер сидит на груди спортсмена, подтягивания на перекладине, приседания, наклоны и повороты с партнером на плечах. При этом в качестве отягощения используется собственный вес и вес тела партнера.

VI - растяжка мышц и сухожилий. Эти упражнения выполняются в шпагате, за счет махов ног, прогибом назад и в стороны, заведением рук за спину, а ног на надплечья, за шею и пр.. Тренируя тело таким образом, спортсмен становится гибким и у него уже меньше шансов получить тяжелую травму – растяжение или разрыв мышц и сухожилий.

VII - отработка приемов борьбы в партере (лежа). Для некоторых людей с ограниченными физическими возможностями это единственно доступный вид единоборства, которым они могут заниматься без ущерба для здоровья, так как не способны самостоятельно принимать вертикальное положение. Освоение приемов борьбы происходит без сопротивления партнера, поэтому не требуют сверхусилий.

VIII - отработка приемов борьбы в стойке (бросков). В этой части тренировки борец учится технически правильно, по разделениям новые приемы и (в темп) «шлифовать» уже освоенные. Все это помогает улучшать координацию, так как приемы борьбы бывают довольно сложны в исполнении, в силу того, что движения приходится выполнять одновременно в нескольких плоскостях.

X - учебно-тренировочные схватки. Они необходимы для укрепления морально-волевых качеств самбиста, который в этой части тренировки учится на практике применять навыки, приобретенные в процессе тренировок.

Опытный тренер составляет пары с учетом уровня физической и психологической подготовки партнеров. Есть дети и подростки с серьезными отклонениями от нормы и совершенно физически не развитые. Но каким бы слабым не был занимающийся – всегда найдется кто-то слабее, в конце концов – тот, кто на несколько лет младше и весит намного меньше. Для малыша проигрыш большому не является чем-то обидным. Ему, наоборот льстит, что его ставят в пару со взрослым, а тот может хоть как-то самоутвердиться. Все это благотворно сказывается на моральных качествах обоих и делает детей психически более уравновешенными. Ведь не секрет, что дети (особенно мальчишки) попадают в ситуации, опасные для здоровья, а порой и жизни, из желания самоутвердиться перед товарищами во дворе или в школе. Занятия в секциях единоборств снимают излишнюю агрессивность и воспитывают в учениках сдержанность, ведь в борьбе многое зависит от того, обладает ли спортсмен хладнокровием.

В спортклубе должна царить особая атмосфера – те, кто заведомо сильнее не могут обижать более слабых неосторожным словом, насмешкой или действием. Тренер должен ставить слабого и неуверенного в себе в пару с разрядником, человеком волевым и решительным, победителем самых престижных турниров. Это делается для того, чтобы более сильный (при условии правильного выполнения приема) поддался партнеру, давая слабому возможность самоутвердиться самым престижным образом. Испытывая в школе презрение к себе со стороны жестоких и грубых детей, не развитый физически ребенок растет с заниженной самооценкой. Естественно, что такой нехитрый прием, как «игра в поддавки» делает его более уверенным в себе. Для мощного и волевого бойца такие фрагменты тренировки являются уроками милосердия и человечности, учат доброте и прививают тренерские навыки. Когда-то, таким образом мне, пятнадцатилетнему слабаку, на тренировках подигрывали Заслуженные Мастера спорта Олег Степанов (восьмикратный чемпион СССР по САМБО, шестикратный чемпион Европы, призер Олимпийских игр и Чемпионата Мира по ДЗЮДО), Давид Рудман (шестикратный чемпион СССР по САМБО, неоднократный чемпион и призер Европы и Мира по ДЗЮДО), неоднократный чемпион и призер СССР, Европы и Мира Андрей Цюпаченко, Чемпион СССР и Европы Сергей Суслин и многие другие члены сборной команды СССР, которая на сборах порой тренировалась у нас в ЦСКА. Мне, в виде исключения, Георгий Николаевич разрешал оставаться на этих тренировках после нашей. Конечно, мне невероятным образом повезло – у меня были великие учителя. Поэтому я, отдавая свой долг памяти Георгия Николаевича, всегда старался помочь мальчишкам, приходящим в мою секцию, вырасти настоящими мастерами, людьми сильными телом и духом. Ни за кого из моих учеников потом мне не было стыдно – они не позволяли себе обижать слабых, оскорблять старших, пасовать перед подонками; уж слишком много мы, слабаки в прошлом, в раннем детстве настрадались сами.

Группы комплектуются по принципу 1:3 (один спортсмен с ограниченными возможностями к трем здоровым). Нельзя создавать группу сплошь из нездоровых детей: на ней будет печать ущербности. Полезно это, как уже говорилось выше, и для молодых людей, у которых все в порядке – они учатся сострадать и помогать тем, кто в их помощи нуждается.

Я уверен, что борьба САМБО должна стать массовым, как в семидесятые годы, видом спорта. Это будет способствовать оздоровлению нации. В детских и взрослых секциях САМБО вместе с тренерами должны работать опытные врачи. Система этого вида единоборства позволяет правильно дозировать нагрузку, и при профессиональном подходе она способна совершать чудеса. Противопоказаний к выполнению тех или иных элементов САМБО нет.

Кстати, целительным можно сделать любой вид спорта. Ведь в каждом из них есть базовая техника, движения которой можно разложить на составляющие и использовать в целях реабилитации. И обязательно кто-то из воспитанников преодолеет свой недуг, а затем станет большим мастером.

Помимо оздоровительной системы, нами разработана система педагогическая (причем для воспитания не только детей, но и родителей). Ведь ничего так не укрепляет семью, как совместные спортивные увлечения. У меня в клубе тренируются дети, их папы и мамы. Многие семьи, которые могли распасться, сохранились благодаря нашим тренировкам.

Опыт, накопленный нами, может помочь многим людям – инвалидам, тренерам, врачам. Необходимо подключить к подобной работе специалистов по функциональной диагностике, для мониторинга за состоянием спортсменов в процессе тренировки и в динамике. Уверен, это конструктивный путь, а главное, идущий в русле общегосударственной программы оздоровления нации.